Остров Афродиты
Под теплым брюхом Малой Азии, в самом восточном углу Средиземного моря плещется в соленой воде родина богини любви Афродиты – остров Кипр, на котором расположена страна с таким же именем, одно из самых маленьких государств Евросоюза. Происхождение названия острова – Cyprus – имеет две версии: от греческого «kyparisos» – кипарис, которых, кстати на Кипре почти нет, и от латинского «cuprum» – медь: медную руду добывали здесь много столетий, вплоть до начала прошлого века.
Сорок лет назад на острове началась освободительная война, перешедшая затем в гражданскую, в результате чего страна раскололась на две части – греческую и турецкую. Северный Кипр, где 17% от общего населения острова, или 130 тыс. человек, занимают 38%, или 2,9 тыс кв км его площади, стал турецким, южный – греческим. Раны еще свежи и противостояние настолько непримиримое, что бывшие враги даже не занимают опустевшие жилища друг друга: в турецкой части по сей день ветер заметает пылью греческий город-призрак Фамагуста, а на греческой территории, в городах Никосии и Лимассоле, турецкие кварталы, покинутые сорок лет назад, напоминают отслужившие декорации – съемки закончены, актеры ушли, на дома и улицы опустилась мертвая тишина.
Общая площадь острова 9,2 тыс кв км, население – 763 тыс человек, что по величине составляет треть Крыма. Южная часть, о которой сегодня пойдет речь, с территорией около 6,3 тыс кв. км, где проживает примерно 630 тыс греков, еще меньше, но Республика Кипр – полноценное государство, со своим президентом, парламентом и правительством. Организовал борьбу за независимость Кипра и первым греческим президентом стал священник – архиепископ Макариос, а сейчас южной частью острова управляет коммунист.
Климат Кипра считается самым здоровым в мире – субтропический средиземноморский, с жарким сухим летом и мягкой зимой. Летняя жара нередко достигает 40-45 градусов, суровый же «мороз» в зимнюю пору иногда трещит аж… до +5 градусов. Осадков в равнинной части бывает не больше 300мм в год, в горах, где ежегодно выпадает немало снега, их количество достигает 1300мм. Высшая точка острова, гора Тродос, поднимается на 1951 м над уровнем моря – почти на полкилометра выше крымского Роман-коша.
Основная проблема Кипра – питьевая вода. Здесь нет постоянных, непересыхающих рек, жители годами не видят дождя. Половину потребляемой воды страна получает из моря, используя опреснители, что очень дорого, поэтому оставить открытый кран – кощунство. Отопления в домах нет; учитывая, что на острове триста двадцать солнечных дней в году, широко используется энергия светила: крыши отелей, многоэтажных высоток, роскошных вилл и одноквартирных домов плотно покрыты солнечными батареями, нагревающими воду.
Равнинная часть усилиями человека превратилась в полупустыню; там, где нет орошения, уже к середине мая трава выгорает, из культурных растений выживают разве что карбон да оливковые деревья. Из-за дефицита влаги маслины считаются недостаточно качественными для употребления в пищу и используются для производства масла, хотя многие хозяйки готовят из них домашние деликатесы. Карбон, легендарное рожковое дерево (фото), помимо своих лечебных свойств, обладает уникальной особенностью: все его семена одинакового размера и весят ровно 0,2 грамма, т.е. один карат. С античных времен они служили мерой для определения величины драгоценных камней; сегодня, конечно, имеются электронные весы, но эти зернышки, как и тысячи лет назад, готовы служить эталоном.
Леса произрастают преимущественно в горах, занимая примерно 20% территории. Островитяне чрезвычайно бережно относятся к природе. «Следов» человека в виде бутылок, пакетов, мусора, сгоревших деревьев и трав, оскорбляющих взгляд на наших просторах, просто нет. Для пикников оборудованы специальные стоянки, где можно разжигать костры, установлены мангалы, постоянные кострища, столы и скамейки, здесь же можно купить дрова и угли, сухое горючее для их разжигания и многое другое. Отсыпаны дорожки и площадки, в сторонке расставлены мусорные баки, на территории шумят тенистые деревья. Никому в голову не придет развести костер в лесу или на поляне, штрафы за подобные нарушения здесь тоже нешуточные.
В горном массиве Тродос, почти на самой вершине одноименной горы, расположен мужской православный монастырь Кео. Древняя постройка находится в идеальном состоянии; и то сказать, монастырь – один из богатейших собственников Кипра, он владеет единственным на острове цементным заводом, текстильными и продовольственными фабриками, садами и виноградниками, производит пиво, столовые и марочные вина, питьевую воду, сувениры, одежду, предметы обихода и многое другое, занимается торговлей, импортом и экспортом товаров. Монахов в нем около сотни, хотя помещения рассчитаны на триста человек, так что для желающих удалиться от мирской суеты вакансий достаточно.
Несмотря на то, что монастырь действующий, проводятся экскурсии для всех желающих. От стен обители простирается великолепная панорама лесистых гор. Белоснежные облака проплывают внизу; между ними остров как на ладони – видна береговая линия, как игрушечные лодочки, проплывают по синей воде корабли, квадратики разноцветных крыш рассыпаны по склонам и на равнине. И, хотя солнце ярко светит на безоблачном небе, приятная прохлада овевает лицо и курточка приходится очень кстати.
Монастырь построен как крепость и является своеобразным музеем истории и религии Кипра. Толстые наружные стены укрывают просторный двор, служебные помещения представляют собой укрепления с узкими окнами-бойницами. В храме собрано много древних святынь, в том числе икона Божьей матери с младенцем, написанная апостолом Лукой с натуры. Её, во избежание всяческих бед, не должен видеть никто их смертных, поэтому образ закрыт изысканной вышивкой, изображающей ту же икону и позволяющей верующим возносить молитвы перед лицом Богородицы.
На острове повсеместно встречаются развалины древних крепостей. Этот райский уголок всегда привлекал внимание завистливых соседей. Многие завоеватели оставили свои следы – кроме великолепной природы и чудесного климата, географическое положение Кипра, перекрестка морских дорог между Европой, Азией и Африкой, позволяло контролировать торговые пути и получать немалые средства, предоставляя услуги портов, рынков, банков и верфей, продавая морякам питьевую воду и продовольствие, обеспечивая безопасность морских перевозок.
Развалины микенской колонии Куриум и остатки крепости Колосси, финикийский город Аматус и византийские монастыри, греческие гимнасии и храмы, замки крестоносцев, турецкие мечети, венецианская твердыня и готические соборы – все это свидетельствует о бурном историческом прошлом маленького государства. И в настоящее время на умиротворяющем фоне великолепной субтропической природы кипят страсти: остров разделен на два враждующих анклава, южный темперамент не позволяет грекам и туркам примириться между собой. Их разделяют обиды и непонимание.
Греки-киприоты очень ревностно относятся к религии. Ходят в церковь по воскресеньям и православным праздникам, соблюдают посты, совершают необходимые ритуалы. Нам довелось побывать на крестинах, которые считаются одним из наиболее значимых событий в жизни человека, наравне со свадьбой и отпеванием. Торжество проходило в одном из православных храмов Никосии теплым солнечным утром в начале марта.
Главным действующим лицом церемонии является крестный отец. Это не формальная обязанность, как у нас – крестный становится членом семьи, наравне с родителями заботится о ребенке и его воспитании, помогает в течение всей жизни. Крестный покупает ребенку традиционный наряд, оплачивает обряд крещения и принимает в нем гораздо более деятельное участие, чем родители. Папа и мама стоят в специально оборудованном месте на возвышении, где проводится все действо, и могут только сочувственно улыбаться свому чаду.
В назначенное время в храме собирается не менее ста человек гостей, поздравляют родителей и ребенка. Все рассаживаются по скамьям, как в католическом костеле, и слушают священника, многие ему подпевают. После короткой службы крестный отец раздевает ребенка и передает священнослужителю, который совершает помазание, окунает малышку в купель (фото) и обливает ее водой. Чаша, в которую погружают ребенка, похожа на бокал и символизирует воды реки Иордан, где принимал крещение Иисус Христос.
После купели девочку снова передают крестному, который облачает ее в наряд ослепительно белого цвета: трусики, колготки, платьице, чепчик, башмачки и даже шубку. Несмотря на активное возмущение виновницы торжества, обряд прошел быстро и торжественно. Управиться с одежками холостяку-крестному помогала подруга, но наличие крестной матери здесь совсем не обязательно, так что названный отец справляется со своими обязанностями чаще всего сам. Через три дня он должен торжественно снять с крестницы надетое в храме облачение, искупать ее и переодеть в обычную одежду.
Продолжается праздник в ресторане. Для киприота сорок километров – не расстояние, потому что все на колесах, зачастую даже муж и жена едут каждый в своем автомобиле. В банкетном зале на столах расставлена посуда и выпивка, а закуску каждый выбирает себе сам – фуршет позволяет из пяти-шести салатов, стольких же холодных, горячих закусок, овощных, мясных и рыбных блюд выбрать, кому что больше нравится.
Перед банкетом гости проходят мимо родителей и крестного отца (новоокрещенная, утомившись от избытка эмоций, сладко спит в своей коляске), поздравляют их и вручают подарки, а трое детей, гордые оказанным доверием, раздают поздравителям традиционные сладости (фото). Киприоты – народ темпераментный, тосты и здравицы летят со всех сторон; кажется, застолью не будет конца. Но… через два часа в ресторане никого нет! Все за рулем, пить много нельзя, поэтому, отдав долг дружбы и уважения, каждый мчится по своим делам. Говорят, свадьба может длиться и до утра, но чаще всего она редко затягивается заполночь.
Отдельный вопрос для островитян – выходной. В среду и субботу после обеда, в воскресенье весь день Кипр отдыхает. Работать в выходные запрещено законом, за нарушение – штраф в 1000 евро или тюремное заключение. Функционируют только отели, торговые точки, заведения общепита на берегу моря, в т.н. туристерии, и два-три супермаркета в городе. Так государство заботится о здоровье своих подданных.
В небольшой стране деться особо некуда. Семья всю неделю обсуждает варианты отдыха. Великолепные дороги позволяют за два-три часа добраться до любой точки острова. Места отдыха, оборудованные в живописных лесных угодьях, наполняются гуляющим народом, кафе, бары и ресторанчики в туристической части гудят от наплыва посетителей. Во множестве частных дворов построены печи для приготовления национального блюда – «старой баранины», которая томится несколько часов без доступа воздуха и превращается в нечто невообразимо вкусное, буквально тающее во рту.
Особая традиция – приготовление сувлы, или киприотского шашлыка. Специальный мангал заводской сборки, оборудованный электродвигателем, подключается к автомобильному аккумулятору или, через преобразователь, к городской электросети. В супермаркете продается мясо, оно так и называется – для сувлы. Обычная порция – три килограмма свинины. Свежее мясо крупными кусками нанизывается на три шампура метровой длины и вращается над углями, равномерно прожариваясь со всех сторон; для придания вкуса и сочности его периодически поливают смесью из лимонного сока и оливкового масла. Готовится блюдо ровно два часа и получается божественно вкусным.
К сувле принято подавать свежие овощи и ледяное пиво местного производства, которое изготовляется на пивзаводе, принадлежащем монастырю. Застолье длится часами, никто не торопится, люди просто наслаждаются жизнью. Искренне восхищаясь экзотическими блюдами, мы не подумали о последствиях. В результате через неделю после приезда домой получили по почте посылку с мангалом и комплектом приспособлений к нему и обещание от друзей приехать в гости и построить в нашем дворе печь для «старой баранины». Так что теперь, отмечая праздники, вспоминаем гостеприимный Кипр и ждем печника.
В городах, несмотря на дефицит влаги, много зелени. Цитрусовые растут повсеместно, и во дворах, и на улицах. Заборы чисто символические; лимоны (фото слева), апельсины (фото справа), мандарины падают на тротуар, но с чужого дерева плоды никто не срывает, частную собственность здесь уважают. Автомобиль, если неохота загонять во двор, оставляют прямо на улице возле ворот. Садясь за руль, можно выпить большой бокал пива или стаканчик сухого вина – в крови разрешается наличие определенного уровня алкоголя.
Никто вас на дороге просто так не остановит, хотя видеонаблюдение за скоростным режимом и порядком на перекрестках проводится постоянно. Квитанция для оплаты штрафа приходит по почте, однако сомнений, платить или не платить, не возникает: закон суров, но он закон. Дороги европейского качества, как в городах, так и на трассе. На всей территории государства кипит бурное строительство, возводятся отели и супермаркеты, храмы и рестораны, коттеджи и небоскребы, новые дороги и многоуровневые развязки
В стране практически отсутствует общественный транспорт, все передвигаются на личных или арендованных автомобилях или такси, только в столице имеется несколько маршрутов муниципального автобуса. Аэропорт расположен в Ларнаке, на берегу моря, откуда до Никосии около двух часов езды. Самый крупный туристический центр – Лимассол, Айя-Напа считается молодежным курортом.
Множество отелей разного класса, от трех до пяти звезд, всегда рады принять вас. Везде пышная цветущая зелень и бассейны различной формы и величины – позагорать в шезлонге можно в любое время года, солнца хватает. Море чистое, купаться даже на городском пляже одно удовольствие. Что удивительно, в этой чистой воде, опять-таки благодаря бурной деятельности человека, очень мало жизни – нет ни рыбы, ни водорослей. За все время удалось поймать одного осьминожка, да и того пришлось выпустить: пусть живет.
В открытом море установлены сетчатые «стаканы» диаметром 50-100 метров, в которых разводят рыбу. Знающие люди говорят, что после сильного шторма – отличная рыбалка: эти «стаканы» иногда переворачиваются, рыба из них попадает в море, где нет никакого корма, и жадно набрасывается даже на голый крючок.
Киприоты-фермеры, как и во всем мире – мужественные люди. На каменистой глинистой почве, где годами не бывает дождей, ухитряются получать обильные урожаи. Выращивают, в основном, овощи, виноград и цитрусовые. С фруктами тут напряженка, так что хозяйки приспособились варить варенье из кабачков, моркови, дынных и арбузных корок и т.п. Хорошо удается ранний картофель местных сортов: некрупные клубни весят до девятисот граммов, крупные – до полутора килограммов. Очень удобно – очистил одну картошечку, и всей семье на обед хватает. Выкапывают ее в начале мая и везут в Европу, где охотно покупают сверхранний картофель.
Некоторые земледельцы умудряются пробивать скважины и поливать свои плантации. Власти не приветствуют подобную самодеятельность, но закрывают на это глаза: надо же людям как-то выживать в непростом климате. Поближе к горам располагаются немногочисленные сады, а склоны засажены виноградом – здесь и дождей побольше, и другие культуры при таком рельефе выращивать тяжело. Часть насаждений из столового винограда, но основная масса приходится на технические сорта.
Земля – большой дефицит, поэтому используется буквально каждый сантиметр: междурядья узкие, разворотные полосы перекрыты беседками (фото слева), на которых растет тот же виноград. На самых крутых склонах, где использование техники затруднительно, применяется безопорная формировка (фото справа), когда кусты на низком штамбе растут сами по себе, почти как бонсаи. Удивительное зрелище.
Небольшие местные винзаводики ревностно берегут традиции; зачастую похожие на музеи, они выпускают вино высочайшего качества. Услышав от гида о нашей профессии, хозяин долго водил по своим владениям, словно невзначай задавая каверзные вопросы. Убедившись, что мы тоже кое-что знаем, устроил дегустацию прямо в винном подвале; купив несколько бутылок вина для своей коллекции, отправляемся в дальнейший путь.
В небольшом приморском ресторанчике «У Джорджа» по совету знакомых заказываем, если это можно так назвать, фирменное блюдо – мезе из рыбы. Перед нами сдвигают два стола и начинают носить тарелки, тарелочки, плошки, соусники и судки – около полусотни яств, приготовленных различными способами из десятка разновидностей рыбы, кальмаров, осьминогов и креветок. Осилить эту роскошь вдвоем мы не сумели, но «понадкусювали» все. Хозяин, назвавшийся на английский манер Джорджем, хотя все окружающие зовут его Йоргус, обслуживал нас лично. Он вполне сносно говорит по-русски и с нескрываемым удовольствием выслушивает наши комплименты изысканной киприотской кухне.
Вернувшись домой, еще долго будем вспоминать о путешествии по маленькому острову, затерявшемуся в большом море. Его изумительные горные пейзажи, суровые монастыри и золотые пляжи, ванна Афродиты, где прекрасная богиня любви родилась из морской пены, белоснежные меловые скалы (фото), бирюзовые волны, корабельные сосны и оранжевые апельсины вдоль улиц и дорог будут согревать нас дружеским теплом добрых чувств гостеприимного народа до новой встречи.