ОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССИИ

1c-sadovod

Официально я стал специалистом-садоводом пятьдесят два года назад, в 1971 году, когда по окончании Совхоза-техникума Крымской опытной станции садоводства, расположенного в селе Маленьком Симферопольского района, получил диплом агронома-плодоовощевода. Сегодня техникум, преобразованный в сельскохозяйственный колледж, отмечает сто девяносто пять лет со дня основания.

02. Тарханкут

Тарханкут

Три с половиной года учебы закончились выпускным вечером с вручением долгожданного диплома – подтверждения полученной профессии. Студенчество –  лучшие годы жизни любого человека, а для меня, жителя Тарханкута, вообще целая эпоха. Тогда полуостров Тарханкут – «Полынный угол», был пустынной степью, где деревьев никогда не росло много, а плодовых в те времена не водилось вообще, разве где-то можно было видеть пару-тройку жерделей, мелких и горьковатых абрикосов-дичек. А тут – белопенные сады по весне, все лето и осень уборка плодовых: черешня, виноград, яблоки, груши, сливы, айва… Я будто в рай попал.

Меня с малых лет тянуло к саду и винограднику. Добывал саженцы, где мог, сажал, поливал, ухаживал. Очень переживал, если растения болели. А виноград – прекрасно рос и развивался до середины лета, а потом бледнел, листья покрывались пятнами, кисти плесневели и усыхали. Теперь-то я знаю, что это оидиум, и всего-то нужно было обработать серой или тилтом. А тогда расстраивался до слез, но сделать ничего не мог.

Услышав от кого-то из друзей про садоводческий техникум, в пятнадцать лет, после восьмого класса, первый раз в жизни поехал в областной центр, Симферополь, искать учебное заведение, расположенное в селе Маленьком. На автовокзале никто о таком даже не слышал, и только, добравшись почти через весь город на Центральный рынок, узнал, что мне нужен автобус до Гвардейского.

Учеба была построена так, что половину времени нам преподавали теорию, а вторая половина проходила, что называется, в поле: разбивка сада, посадка, обрезка, полив, окучивание и разокучивание винограда, сбор урожая и прочие агротехнические работы. Все делали своими руками, и такой метод позволял освоить профессию досконально.

Так уж повезло, что директором техникума был мудрейший человек – Эммануил Абрамович Верновский. Строгий, требовательный, справедливый. Куратором группы стала Галина Семеновна Верновская. Она воспринималась нами, как классная мама, которая и отругает, и пожалеет, и посоветует, и посочувствует. Но баловаться не позволит.

03. Учебный корпус техникума

Учебный корпус техникума

Наш поток был вторым, который поступал учиться в селе Маленьком. Всего год назад техникум был переведен из Ялты. Еще строились общежития, благоустраивалась территория, разбивались спортивные площадки, клумбы и аллеи, прокладывались дорожки высаживалась зеленая изгородь. Все учащиеся принимали в этом самое активное участие, атмосфера была просто прекрасная, хотелось и учиться, и работать.

На третьем курсе, в 1970 году, группой из двадцати студентов во главе с преподавателем, оправились в Болгарию, к коллегам из города Русе. Принимали нас очень радушно. Объездили всю страну, побывали в горах и на море, посетили овощные плантации, сады, виноградники и питомники. Везде нам были рады, демонстрировали свои достижения, угощали кока-колой и болгарским пивом в фирменных бутылочках, что для нас было диковинкой. И коронное угощение, так сказать, национальный колорит – со сладкого болгарского перца срезают плодоножку с «крышечкой», удаляют семена и наливают в него ракию. Напиток выпил, «бокалом» закусил; как сейчас говорят, два в одном.

Семидесятый год был годом столетия В.И. Ленина. Советский Союз широко отмечал юбилей своего основателя, и Болгария, которая тогда стремилась стать шестнадцатой республикой Союза, не отставала. Различные собрания, лекции, выставки и другие мероприятия проводились по всей стране; на некоторых довелось побывать и нам. Все это выглядело красочно и торжественно, и помнится по сей день.

На четвертом курсе учащихся отправляли на двухмесячную практику в хозяйства Крыма. Я попал в совхоз «Кировский» Черноморского района, как раз на уборку винограда. Поскольку виноградная уборка по значимости для хозяйства нисколько не уступала жатве, в ней принимали участие не только подразделения совхоза, но и учреждения всех сел, входящих в одноименный сельский совет. Столовая, почта, магазины, контора, бухгалтерия, сельсовет – сотрудники всех организаций входили в так называемую сборную бригаду, командовать которой меня и поставили. Жили тогда дружно, все друг друга знали, работали весело и с огоньком. Задору было много, и наша бригада постоянно побеждала в соцсоревновании, за что в обиде был весь совхоз – непутевая сборная команда оказалась самой результативной.

По окончании техникума меня распределили на работу в колхоз имени  Ленина Голопристанского района Херсонской области. Приехал я в Херсон вечером, последний паром на противоположный берег, где находилось хозяйство, уже ушел, и следующий будет только в шесть утра. Пришлось ночевать на вокзале. Утром добрался до правления, где мне искренне обрадовались – прибыл молодой специалист. Я настойчиво просил открепительную – да плохо учился, да мне через два месяца в армию.  Меня утешили – ничего, и проводим, и встретим, и научим, не переживай. Так и не удалось отговориться.

После армии работал в совхозе «Славное» Раздольненского района агрономом-виноградарем, получив под начало  шестьсот пятьдесят гектаров виноградника, четыре виноградные и тракторную бригаду, бригадный домик, растворный узел, мастерские и т.п. Собрали в тот год более трех тысяч тонн винограда, так что начало трудовой деятельности оказалось очень продуктивным. Однако хотелось учиться дальше, и отец настоял, чтобы поступал на стационар. Так я стал студентом Крымского сельскохозяйственного института имени М.И. Калинина, который успешно закончил в 1979 году.

04. Дым костра создает уют...

Дым костра создает уют…

Еще в техникуме впервые пошел в многодневный поход по Крымским горам. Заворожило. В институте с друзьями создали турклуб «Тавры» и все пять лет был его бессменным председателем. Прошли Крым, Кавказ, Карпаты, Урал, Саяны, как говорится, много гор, лесов, полей и рек. И по сей день в субботу перед Троицей члены турклуба собираются на Нижнем Коккоссане на свой традиционный слет. Шурпа, шашлык, роскошный стол, костер, гитара… и – разговоры. Здесь все свои, хотя некоторые теперь живут за границей. На отношения никакого влияния это не оказало.

05. Саженцы яблони

Саженцы яблони

После института работал в колхозе имени Ленина Симферопольского района агрономом по многолетним насаждениям, затем в Облагропроме (сейчас Минсельхоз Крыма), а после развала Союза, когда появился закон о частной собственности на землю, организовал крестьянское фермерское хозяйство и создал плодовый питомник, где по сей день выращиваю саженцы плодовых, ягодных культур и винограда. Питомник лицензирован, клиентам даем полный пакет документов для закладки промышленных садов. Размножаем не только обычные плодовые культуры, но также редкие породы и сорта: крымские аборигенные яблони-синапы, кизил, хурму, фундук, зизифус и многое другое. Из Дагестана в очередной раз пришла машина за саженцами кизила – за пять лет сотрудничества предприятие приобрело у нас более двадцати тысяч саженцев, и на следующую весну заказало еще шесть с половиной тысяч. Значит, товар качественный и клиента устраивает.

06. Семинар. В полях питомника

Семинар. В полях питомника

Мы не только выращиваем саженцы, но и стремимся поделиться знаниями и опытом со всеми  желающими. Издали несколько книг под общим названием «Саду – цвесть!», пишем статьи в газеты и журналы, ведем два сайта в интернете, крымское телевидение на примере нашего хозяйства регулярно выпускает передачи о возделывании различных плодовых культур. Вдобавок ко всему, ежегодно 15 августа проводим день открытых дверей, семинар-показ, где показываем, рассказываем, отвечаем на вопросы, выставляем на дегустацию плоды, которые вырастут на деревьях из нашего посадочного материала. Заодно и сами задаем вопросы и перенимаем опыт  у всех, кто хочет им поделиться.

Выходит, с окончанием техникума образование не остановилось, пятьдесят лет практики для продолжения учебы вовсе не предел. Мы ввели в «Реестр сортов России» три сорта кизила и аборигенный фундук Трапезунд, так что планируем трудиться и учиться, сколько позволит судьба.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Return to Top ▲Return to Top ▲