Стройное дерево с резными листьями украшает собой деревенскую площадь. В его кроне весело звенят голоса детей, а у подножья усердно трудится белоснежная гусиная стая. Созрела шелковица. Руки и рожицы детворы щедро измазаны чернильно-фиолетовым соком, гуси, дорвавшись до дармового угощения, не могут остановиться и наедаются до такой степени, что не в состоянии сдвинутся с места. Сидят под деревом, как Винни-Пух в кроличьей норе, надеясь со временем похудеть.
Шелковицу, или тут, тутовое дерево, выращивали в Китае еще за три тысячи лет до нашей эры. Как в те времена, так и сейчас ягоды употребляют в свежем виде, готовят из них соки, варенья, компоты, наливки, вино, пастилу; сушеные плоды размалывают в муку, добавляя их как в тесто, так и в начинку при изготовлении кондитерских изделий. В странах Средней Азии и Кавказа ягоды тутовника заменяли сахар; медицина Китая, Японии, Вьетнама, Тибета использовала цветки, плоды, листья, корни и кору при лечении различных заболеваний. Листья по сей день применяются как корм для личинок тутового шелкопряда, из «паутинки» коконов которого прядут шелковую нить и ткут натуральный шелк; отсюда и русское название самого дерева.
В культуре шелковица распространена в Китае, Японии, Средней и Малой Азии, на Кавказе, в Молдавии, на Украине и юге России. В дни нашей молодости лесополосы из шелковицы росли практически у каждого села – листьями ее молодых побегов откармливали личинку тутового шелкопряда: в Крыму действовал гренажный завод, где каждый желающий мог приобрести грену – яйца шелкопряда – вырастить личинок и, когда они образуют коконы, сдать их государству. Дело было прибыльное, хотя и довольно хлопотное: капризные гусеницы питались только свежайшими листьями, чуть привядшие употреблять категорически отказываясь.
Плоды шелковицы содержат до 20% сахаров, около 2% органических кислот, пектины, витамины С, В1, В2, Р, каротин, спирты, гликозиды, белки, жиры, фосфор, железо и многое другое и являются диетическим продуктом. Древесина очень твердая и прочная, причем вдоль волокон раскалывается без особого труда, тогда как поперек выдерживает запредельные нагрузки. Используется для изготовления мебели, музыкальных инструментов, декоративных изделий и в отделке помещений.
Тутовое дерево относится к роду шелковица (Morus) семейства тутовых (Moraceae). В плодоводстве, как ягодные культуры, имеют значение три вида: шелковица белая, шелковица черная и шелковица красная. Первые два вида родом из Азии, причем шелковица черная в диком виде не встречается; шелковица красная имеет южноамериканское происхождение. У шелковицы белой листья тонкие, преимущественно цельные, неопушенные, они являются наилучшим кормом для шелкопряда. Листья шелковицы черной более жесткие, рассеченные на три-пять лопастей, и листья шелковицы красной, плотные, жесткие, густо опушенные – на корм шелкопряду не годятся.
Дерево достигает высоты в пятнадцать метров и несет объемную крону округлой или широкоокруглой формы, продолжительность жизни его достигает двухсот пятидесяти лет. У белой шелковицы кора побегов серая, у черной красновато-бурая, именно по этому признаку их и различают. Ягоды белого тута могут быть белыми, желтыми, розовыми, фиолетовыми и черными, у черной шелковицы плоды черные, у красной – красные.
Растения ветроопыляемые, они бывают одно- и двудомные. Однодомные несут на себе и мужские, и женские цветки; у двудомных мужские и женские цветки находятся на разных деревьях. Мужской экземпляр, который регулярно и обильно цветет, но плодов не дает совершенно, в народе называют шелкун. Огромное, красивое дерево, кроме того, что опыляет своих подруг и радует глаз, производит только тень.
Мы размножаем белую шелковицу, но так получилось, что все сорта черноплодные. Ягоды на них очень крупные, плодоносить деревья начинают на второй-третий год после посадки. Белоплодные с подходящими товарными свойствами пока не попадались. Однако в июле нам привезли веточку белоплодной шелковицы с крупными, плотными и очень вкусными ягодами. В наших условиях при летней окулировке глазки шелковицы прорастают и зимой подмерзают, поэтому приходится прививать ее весной. Глазки с подаренной веточки мы заокулировали и они тоже проросли. Надеемся, что сможем их сохранить зимой. Однако с гостями договорились, что черенки для весенней прививки они привезут в конце февраля, тогда уж будет полная гарантия того, что у нас появится товарный сорт с белыми плодами.
Кстати, саженцы шелковицы очень легко отличить от саженцев других плодовых пород – корни у них светло-желтые. Конечно, все культуры различаются цветом корневой системы: у хурмы они черные, у абрикоса красные, у персика – серовато белые, но такого ясного желтого цвета нет ни у кого, только у шелковицы.
В молодом возрасте тутовые деревья растут очень энергично. Чтобы сдерживать их рост, необходимо в начале лета прищипывать длинные побеги, которые до конца вегетации успеют дать разветвления второго и третьего порядка. На этих веточках и закладываются цветочные почки, в результате чего мы получаем плодоношение на второй год после посадки. Нагружаясь обильным урожаем, дерево уменьшает интенсивность роста и остается невысоким. Этому же способствует и загущенная посадка с расстоянием в ряду между деревьями в два-три метра.
Особо стоит отметить плакучую шелковицу. Она практически не растет вверх, остановившись на той высоте, где находится прививка. Все побеги свисают вниз, образуя ярко-зеленую колонну с резными листьями. Разноцветные плоды (во всех степенях зрелости) придают ей еще более праздничный вид. Растение выглядит очень декоративно, особенно на зеленой лужайке, возле дорожки или рядом с цветником. Ягоды, хоть и некрупные, щедро рассыпаны по всей кроне, поэтому урожай она приносит вполне товарный.
В размножении шелковицы много особенностей. Мы долго не могли подобрать способ, подходящий к почвенно-климатическим условиям нашего питомника. Однако сейчас проблема решена, основные трудности мы преодолели, теперь можем не только сохранить, но и размножить это растение. Как-то исчезли с сельских улиц великолепные красавицы, резко сократилось количество шелковичных лесополос, многие дети даже и не знают, что это за наслаждение – бросать в рот сорванные с ветки сочные ягоды, размазывая по щекам ярко-фиолетовый сок, который, впрочем, очень легко отмывается. Хотелось бы вернуть в нашу жизнь дерево пользы, дерево счастливого детства. Мы прикладываем к этому немало усилий и надеемся, что они увенчаются успехом.