Каждая страна и каждый регион гордится своими особенностями, отличиями от всего остального мира. Знамениты аргентинское танго и индийский чай, новозеландская шерсть и испанская коррида. Точно так же обычные вроде бы фрукты и овощи могут быть особенными в отдельных областях. Все знают нежинские огурцы, волгоградские помидоры, астраханские арбузы и множество других уникальных местных культур и сортов.
Крым с античных времен славился производством фруктов и винограда чрезвычайно высокого качества. Еще древние греки утверждали, что «Таврика нам дана богами за наше трудолюбие». Херсонес Таврический процветал более двух тысяч лет, торгуя вином и фруктами, в Судакских долинах до сих пор выращивают уникальные сорта винограда, бахчисарайские яблоки с Бельбека и Качи ценятся даже в Турции.
После присоединения Крыма к России в 1778г развитие садоводства и виноградарства получило новый толчок. Садоводческие районы на полуострове располагались по долинам рек и носили соответствующие названия. Доход в различных местах был, конечно, не одинаковым, но очень высоким, достигая с одной десятины (1,1га) следующих величин:
Бельбек – 740 руб,
Кача – 1670 руб,
Альма – 970 руб,
Салгир – 1210 руб,
Карасу – 1160 руб.
Деньги в те времена были не чета нынешним, корова с теленком стоила три рубля, и, купив, как Ломоносов, «на денежку хлеба, на денежку кваса», т.е. на копейку того и другого, вполне можно было прожить.
Фрукты вывозили телегами не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие крупные города, такие, как Ростов, Одесса, Киев, Екатеринбург. Крымские плоды как по виду, так и по вкусу намного превосходят любые другие. Так, на Международной выставке в Париже в 1891 году экспозиция Российского Императорского общества садоводов, председателем которого был сам Александр ІІІ, получила Большую золотую медаль. Эту медаль император лично вручил Л.П. Симиренко, готовившему экспонаты, причем представлены были исключительно крымские фрукты. Поскольку Лев Платонович за участие в революционных студенческих кружках семь лет провел на каторге, случай экстраординарный: ни до, ни после в истории государства царь не награждал бывших каторжников, тем более из собственных рук.
Ко времени проведения выставки Л.П. Симиренко был признан лучшим в мире садоводом-помологом, и лучшими в мире он считал крымские аборигенные сорта и породы плодовых культур, посвятив их изучению и описанию несколько десятилетий своей жизни. В 1912 году выходит в свет первый том его книги «Крымское промышленное плодоводство»(. К сожалению, материалы второго и третьего томов были утрачены в хаосе первой мировой, двух революций и гражданской войны.
«Крымское промышленное плодоводство» признано лучшей книгой по садоводству. В ней описаны семьдесят аборигенных и стародавних сортов груши и шестьдесят три сорта яблони, а также история развития садоводства в Крыму. Рассказывается, как еще до строительства железной дороги миллионы пудов крымских фруктов вывозили в Москву и Санкт-Петербург на подводах. Описана катастрофическая зима 1911-1912 года, когда после затянувшейся оттепели ударили сильные морозы и 60% деревьев в крымских садах просто вымерзли. Тем не менее, летом 1912 года сбор фруктов получили неплохой.
Оказалось, что полностью сохранились деревья крымских аборигенных сортов. Они не только не пострадали от катаклизма, но и принесли высокий урожай, тогда как завезенные, т.н. «французские» сорта, вымерзли полностью. Проанализировав факты, Л.П. Симиренко обратился к императору, как главе Общества садоводов России, с предложением создать в Крыму станцию садоводства, «дабы прекратить в крымских садах вакханалию с сортами». Тогда и была организована Салгирская, ныне Крымская опытная станция садоводства. Станция должна была следить за сортовым составом в крымских садах и, главное, выращивать для закладки новых садов именно аборигенные породы и сорта. Но, к великому сожалению, этого не случилось. Станция аборигенами не занимается.
Сегодня аборигенные крымские сорта на грани исчезновения. На полуострове нет ни одного магазина, в котором можно было бы купить крымские фрукты. Рынки отданы перекупщикам, фермерам-садоводам со своей продукцией на них не пробиться. Аборигенные плодовые культуры и сорта – наше богатство. Во все мире берегут и гордятся своими аборигенами. Их охраняют и пропагандируют, как и все составляющие национальной культуры – национальный костюм, фольклор, песни, танцы, сказки, национальную кухню, обычаи и традиции, особенно в настоящее время, время массового развития как классического международного, так и экологического туризма.
Никто не приедет к нам, чтобы насладиться Гольден делишесом, Фуджи или Джонаголдом – их выращивают во всем мире, и во всем мире они одинаковы. А вот Кандиль синап, Челеби, Демир алма, мушмула Судакская, слива Изюм Эрик, фундук Трапезунд, садовые сорта кизила есть только у нас. Это наше национальное достояние, за ними к нам приедут гости из дальних стран, обеспечивая работу и достаток нам, нашим детям, внукам и правнукам. И потомки не простят, если мы не сможем сберечь для них наши сады.
Для того, чтобы сохранить славу крымского плодоводства, необходимо принять следующие меры:
– Министерству сельского хозяйства разработать программу возрождения крымских аборигенных и стародавних плодовых пород и сортов, с указанием ответственных базовых хозяйств, площадей, торговых точек и т.п.;
– крымскому Госсовету узаконить выращивание аборигенных сортов – сегодня они не внесены в Госреестр России, поэтому находятся вне закона;
– обеспечить клоновую селекцию аборигенных сортов, выделив гранты для проведения этой работы;
– в средствах массовой информации постоянно отражать состояние дел в данной отрасли, отмечая как успехи, так и недостатки;
– при компенсации затрат на закладку новых садов необходимо обозначить приоритет закладки плантаций из аборигенных пород и сортов;
– создать сеть магазинов по продаже крымской продукции и, прежде всего, традиционных сортов крымских фруктов.
Нельзя ведь быть Иваном, не помнящим родства. Сегодня, как никогда, нужна поддержка властей для превращения Крыма в край садов и виноградников, для возрождения аборигенных пород и сортов наших неповторимых фруктов, для того, чтобы они славились на весь мир, и наши дети и внуки гордились, что они – крымчане.