Тарханкут, Полынный угол, ковыльная степь, жара, ярко-синий Донузлав и бездонный колодец с соленой водой… Ни деревца, ни кустика. Питьевую воду привозили раз в неделю, заливали в цистерну и расходовали очень экономно. Таким было детство. Но каждый год собирались всей семьей и ехали в горы – в лес! – за кизилом. Зеленая чаща, прохлада, родничок, текущий из-под скалы и рубиновые ягоды кизила дразнятся несравненным ароматом и необычайным вкусом. Да, «где-то здесь начинается рай»!
Может быть, под впечатлением этих поездок и началась агрономическая деятельность: сначала посадка добытого правдами и неправдами абрикосового саженца и двух кустов роз, которые украдкой поливались драгоценной водой, потом учеба в агрономическом техникуме, работа агрономом, сельхозинститут – и вся остальная жизнь с любимым делом.
С первого года агрономической практики хотелось сажать кизиловые сады. При созревании ранних ягод по-прежнему тянуло в лес, в места древних городищ, где встречались многовековые деревья этой культуры, ежегодно отягощенные обильным урожаем. Никого не оставит равнодушным цветение кизилового дерева, а тем более сада. В спящем весеннем лесу золотые факелы цветущего кизила видно за много километров; трудно оторвать глаза от солнечно-желтой колоннады ухоженного кизилового сада.
В текущем сезоне кизил обильно зацвел в середине февраля, и наш питомник, даже при самой пасмурной погоде, выглядит по-весеннему празднично. В теплые дни множество насекомых слетаются на обильное угощение, собирая пыльцу и нектар. Каждый куст гудит от пчел, как телеграфный столб, и нагруженные взятком труженицы с веселым жужжанием уносят добычу в улей.
Впечатляюще выглядит плодоносящий сад фитосовхоза «Радуга» Симферопольского района. Посаженные еще в 2002 году пятнадцать гектаров уже вступили в полное плодоношение, и хозяйство готовится собрать по осени не менее двухсот тонн лечебных и изысканно вкусных плодов. Это самый большой кизиловый сад в мире, и посажен он саженцами из нашего питомника!
«Золотые сады», как звали их греки за более чем двухмесячное цветение, должны снова полыхать в Крыму, нам этого очень хочется. Урожайность кизила чрезвычайно высока: одно дерево ежегодно приносит более пятидесяти килограммов темно-вишневых плодов, а если учесть, что это происходит в течение трехсот лет, то овчинка, как говорится, стоит выделки. Человек, посадивший кизиловый сад, оставит о себе не только память, но и обеспечит благосостояние как собственным детям, так и внукам своих правнуков.
В ночь с девятнадцатого на двадцатое марта снова ударил мороз до -80С; не зря говорят, что ранняя весна большого урожая не сулит. Погибли цветки абрикоса, миндаля, персика… Кизил же цветет как ни в чем не бывало. Великий садовод Л.П. Симиренко не зря говорил, что кизил нечувствителен к холодам. Плоды его очень востребованы. Еще до строительства в Крым железной дороги их подводами вывозили в крупные города Российской империи – Москву, С-Петербург, Ростов, Киев, Одессу, Астрахань, Екатеринодар.
Мы поставили перед собой задачу вернуть сады уникальной культуры не только в Крым, но и, по возможности, во все регионы, где условия позволяют его выращивать, а это очень обширная территория. Поэтому мы, пенсионеры, не сидим на печке или с удочкой у пруда, а трудимся, чтобы воплотить свою мечту в реальность – выращиваем саженцы крупноплодного садового кизила. С возвращением Крыма в Россию заметно оживился интерес к крымским фруктам, и многие занялись очень полезным и прибыльным делом – посадкой садов из крымских плодовых культур. Мы им поможем.