Есть на юге такое природно-климатическое явление, как февральские окна. Это период, когда среди зимы вдруг прорывается весна – снег тает, солнце светит, пчелы жужжат, температура поднимается до десяти-пятнадцати, а иногда и до двадцати пяти градусов тепла. Обычно он длится пару недель. Но в этом году окна получились небывалые – начались с Рождества, захватили Крещение, т.е. пришлись на самое холодное время года, и длятся по сей день; февраль кончается, а зимы все нет.
Для садовода февральские окна имеют особое значение. Можно закончить все, что не успел осенью, можно сделать задел на весну – в том числе подготовить почву, убрать растительные остатки и сорняки, выкопать и заправить посадочные ямки и даже посадить саженцы плодовых и ягодных культур, которые были запланированы к посадке. Однако все хорошо в меру, и садоводы такому длительному теплу не слишком рады. Для нас гораздо лучше, когда зимой – зима, а весной – весна.
У растений вообще и у многолетних насаждений в частности, существует два вида покоя, физиологический и вынужденный. Физиологический покой является, как и указано в его названии, частью физиологии растения. Пришла осень, листья опали, дерево «заснуло». Каждая порода имеет свою продолжительность «сна»: фундук в наших условиях обычно «спит» до декабря, кизил – до февраля, хурма и зизифус до мая.
Физиологический покой закончился, пора бы «просыпаться» и начинать вегетацию, но не тут-то было. Зима. Снег лежит, мороз трещит, солнце прячется за облаками. Вот тут и начинается вынужденный покой: из-за отсутствия условий, необходимых для активной жизнедеятельности, растение ВЫНУЖДЕНО продолжать свой зимний «сон». Но вдруг случаются февральские окна. Если они продолжаются «стандартные» пару недель, это только хорошо. Как было сказано выше, можно подогнать многие работы в саду и, самое главное, провести «голубое» опрыскивание, обработав посадки бордоской жидкостью и другими медьсодержащими препаратами – зимой, в мороз, химобработку сделать невозможно, а при плюсовой температуре все получится.
Однако все хорошо в меру. Длительная оттепель провоцирует окончание вынужденного покоя – абрикосы, миндаль, персик, земляника и другие культуры начинают вегетировать. Набухают почки, выдвигаются бутоны, некоторые породы успевают зацвести. Но февраль – еще далеко не весна, даже на Южном берегу Крыма. Зима свое не упустит. И опять мороз, зачастую даже без снега. Всё, что проснулось, подвергается нешуточной опасности вымерзания. За полвека агрономической практики не раз приходилось видеть сотни гектаров цветущего сада, в котором нет ни одной пчелы – при возврате холодов завязь погибла, нет ни пыльцы, ни нектара, а красотой лепестков пчелу не накормишь. Особенно наглядно это проявляется на землянике.
Раньше всех в нашем саду зацветает фундук. Обычно это случается в декабре. Удлиняются и становятся рыхлыми сережки (мужские цветки): они интенсивно пылят в теплый день. Внимательно присмотревшись к ветвям, можно на концах побегов обнаружить и женские цветки, рыльца пестиков – ярко-розовые миниатюрные щеточки, из которых после опыления разовьется орех. В такие дни в орешнике дружно гудят пчелы, собирая первую пыльцу – основной корм для пчелиной молоди.
Следом за фундуком зацветает кизил, что случается обычно в эти самые февральские окна. Первые цветки раскрываются в солнечных и защищенных от ветра местах. Раньше всех зацветает кизил Нежный – желтоплодный сорт украинской селекции с плодами оригинальной каплевидной формы, очень нежной консистенции и раннего срока созревания. От золотого цветущего кизилового сада невозможно отвести взгляд, особенно это зрелище впечатляет на фоне окружающего зимнего пейзажа, где преобладает серый цвет. Вдобавок он гудит, как телеграфный столб в ветреную погоду – здесь не только пыльца, но и нектар выделяется в изобилии, так что в солнечный денек пчелам есть где разгуляться.
Не забываем, что еще не весна, и зима вернется через неделю-другую. Как говорится, погуляли, и будет. Однако фундук и кизил возврата холодов не боятся; даже при сильных морозах в период цветения они дают полноценный урожай. Мы же, пользуясь весенней погодой, отделяем отводки в маточниках подвоев. Лето было очень сухим и жарким, полива не хватало, поэтому укоренения практически не получилось. Но обильные осадки осенью и зимой, особенно при отсутствии сильных морозов, позволили маточникам нарастить достаточную корневую систему. Для яблони мы выращиваем слаборослые подвои М9 и среднерослые ММ-106, для груши слаборослые ВА-29, слаборослые для вишни Колт и для черешни ВСЛ-2, для персика и сливы Пумиселект. Повои стараемся высаживать сразу в первое поле питомника, а если не успеваем делать это одновременно с выкопкой, помещаем в прикоп.
Еще одна срочная работа – заготовка черенков винограда для производства саженцев. Черенки замачиваем в стимуляторах корнеобразования, засыпаем влажными опилками и храним так до марта. Весной приступим к кильчеванию, для чего снимаем с хранения, ставим пятками вверх, опять засыпаем влажными опилками и укрываем пленкой. Холодная земля внизу задерживает набухание почек, зато пригревающее сверху солнце провоцирует образование корневых бугорков, из которых позже получаются молодые корешки.
В начале марта срезаем на глазок окулянты и снимаем прививочную пленку. Срезы закрашиваем белой краской, преследуя две цели: через обработанные ранки не сможет проникнуть инфекция и слой краски препятствует излишнему испарению влаги, что очень положительно сказывается на развитии будущих саженцев. Работа это непростая – около ста тысяч окулянтов за день не закрасишь.
У роз началась вегетация, распустились почки. Набухли почки и у ягодных кустарников, поэтому проводим обрезку и опрыскивание медьсодержащими препаратами – они не боятся невысоких температур, не смываются снегом и дождем и благополучно защитят насаждения до наступления теплой погоды и ранневесеннего опрыскивания.
На сегодняшний день цветут подснежники, плодовые почки на деревьях и кустарниках живы, значит, есть надежда на хороший урожай. Агроном для того и работает круглый год – чтобы вырастить много-много продукции, полезной и вкусной.