Основная масса народа за пределами нашего полуострова считает, что весь Крым – это Ялта. Пальмы, кипарисы, инжир, гранат, хурма и прочая экзотика покрывают плотным ковром всю территорию, радуя цветами и плодами счастливое население.
К сожалению, это не так. Кроме Южного берега, здесь есть степи и горы, где погода далека от субтропической. Чтобы вырастить южные фрукты, нужно приложить немало усилий. Наш участок расположен на северном склоне Крымских гор, на высоте 450м над уровнем моря. Переводя это в горизонтальную зональность, где 100м в высоту соответствует 111км на север, получаем 500км, т.е это окрестности Белгорода, Воронежа, Саратова, Оренбурга, что совсем непохоже на Ялту.
До появления нашего питомника в селе длиной в 9км было полдесятка виноградных беседок с Изабеллой, не говоря уж о других сортах винограда или каких-то субтропических фруктах. Никто и подумать не мог, что такой экзот, как хурма, будет без проблем расти и ежегодно приносить щедрый урожай. Говорят, наступило глобальное потепление, да и селекция выводит все новые сорта, однако существует непреложная истина: если посадишь, может, что-то и вырастет, не посадишь – не вырастет точно. Мы сажаем. Много чего не прижилось, но многое и растет теперь здесь, где оно, по определению, «расти не может»
Было испробовано немало сортов и подвоев в различных комбинациях. Выбор небогат: сеянцы кавказской хурмы подходят под окулировку в год посева, корневая система у них на загляденье – густая и длинная «борода» радует глаз и очень нравится покупателю, однако все сорта культурной хурмы на кавказском подвое в наших условиях вымерзают даже не в самую суровую зиму. Вдобавок излишне карбонатные почвы заставляют деревья хлорозить с самого юного возраста, что тоже не способствует выживанию. Так что ареал ее произрастания – Черноморское побережье Крыма и Кавказа, берег Азова, Северный Кавказ и западное побережье Каспия.
Виргинская хурма растет неспешно, в год посева она тоненькая и маленькая, глазок прицепить там просто некуда. Только на следующий год сеянцы подходят под стандарт и их можно окулировать. На коневую систему саженца без слез не взглянешь: зачастую откровенная «морковка» без особых разветвлений и всасывающих корешков; народ с большим сомнением воспринимает эту «красоту». Тем не менее деревья на виргинском подвое получаются очень зимостойкими и совершенно не страдают от избытка извести в почве. Конечно, т.н. «корольки»-южане при наших морозах даже на виргинке подмерзают, но мы все-таки смогли отобрать четыре сорта, которые, как говорится, не боятся ни жары и ни холода, ежегодно радуя щедрым урожаем.
В уборке и хранении хурмы имеются свои особенности. Чтобы наслаждаться оранжевой сладостью как можно дольше, мы не держим плоды на дереве до размягчения – в таком виде они храниться не будут. При достижении ими сортовой величины и окраски снимаем и храним в прохладном месте, где хурма потихоньку дозаривается. Нужно быстрее – заносим в теплое место и рядом ставим ящики с яблоками и грушами, тогда зреет быстро. А если надо совсем быстро – кладем на сутки-двое в морозилку; после оттаивания продукт готов к употреблению.
Русская, ближайший клон Россиянки. В наших условиях созревает, вернее, достигает технической зрелости, в середине октября. Плоды средней величины, плосковато-округлой формы, от светло-желтого до светло-оранжевого цвета, находящиеся на солнечной стороне окрашиваются ярче. Дерево невысокое, с удлиненно-округлой кроной, листья широкие; сортовой особенностью этого сорта является как бы слегка потрепанный вид листвы, она, в отличие от других сортов, почти не блестит. Плодоносит обильно и ежегодно; при отсутствии опылителя плоды получаются бессемянными или содержат одно-два редуцированных семени.
Бордовая (Никитская бордовая) – дочь Россиянки. Плоды крупнее, чем у материнского сорта, более шаровидной формы и более интенсивной окраски – от ярко-оранжевого до бордового цвета. Как и Россиянка, созревает в середине октября. Листья крупные, блестящие, темно-зеленые. Плоды обоих сортов очень похожи по вкусу: в состоянии полной спелости очень сладкие, мякоть превращается в подобие густого джема – хочешь, ложкой ешь, хочешь, на хлеб намазывай. Лучше всего просто высосать ее вместе с кожицей, жмурясь от наслаждения. На рынке пользуются повышенным спросом.
Чатыр-даг имеет крупные, слегка конические плодысветло-желтого цвета, блестящую плотную кожицу, которая, тем не менее, при полном созревании практически не ощущается. Дерево невысокое, с широкопирамидальной кроной, листья крупные, блестящие, напоминающие листья фикуса. В наших условиях может страдать от суровой зимы, подходит скорее для приморской зоны. Урожай приносит щедрый и ежегодный.
Виргинская крупная – клон хурмы виргинской отобранный селекционерами из дички. Плоды некрупные, созревают в начале октября, причем частенько дозариваются прямо на дереве. Зеленовато-желтая кожица при созревании темнеет, приобретая чуть ли не синеватый цвет, очень сладкая и сохраняет легкий вяжущий вкус даже при полном созревании. Привитая на виргинский подвой, выдерживает морозы до -37 градусов и совершенно не страдает от высокой карбонатности почвы. По нашему мнению, способна без проблем расти и плодоносить вплоть до Курска, Самары и Челябинска.
Кроме несомненной пользы для здоровья и настроения, хурма является настоящим украшением сада. Не зря ведь поэты называют эти плоды золотым яблоком Востока. И золотые яблоки в саду Гесперид – не хурма ли? А латинское название Diospyrus переводится как «божественный огонь». Цветение у нее незаметно, цветки мелкие, зеленовато-желтого цвета. Зато само дерево с широкими блестящими листьями неизменно привлекает взгляд. Осенью это вообще гвоздь программы: несметное количество золотых шаров сияет среди зелени, как на елке в Новый год. Но вот случился заморозок, листва осыпалась – весь народ в шоке. На фоне синего неба это золото просто завораживает. Сосед как-то, уже по снегу, спросил: «Что это за помидоры до сих пор висят у тебя на дереве?» Услышав в ответ, что это хурма, отмахнулся: «Ты придумаешь!» Так что, как говорится, не верь глазам своим.
Саженцы хурмы за год вырастают до вполне приличных размеров, до метра-метра двадцати. Кстати, хурма относится к семейству Эбеновых, и корень у нее черный, как и у любого представителя этого семейства, поэтому, взяв в руки саженец, не нужно пугаться и думать, что он не в порядке. Черное эбеновое дерево, из которого делают королевскую мебель, хурме приходится ближайшим родственником.
Порода скороплодная. При правильном уходе приносит первый урожай на третий-четвертый год, ежегодно увеличивая сбор примерно до пятнадцати лет. Дерево способно плодоносить два века, особенно в благоприятных условиях, так что не только дети, но и внуки правнуков будут наслаждаться изысканным вкусом золотых плодов. Конечно, жизнь сейчас течет стремительно, и кто знает, где будут наши потомки не через двести – через десяток лет. Однако оставить о себе добрую память совсем не лишне, увеличив количество красоты на этой земле.